пятница, 7 февраля 2020 г.

Бурная судьба одной камеи. Камея Гонзага.


Камея Гонзага - один из самых прославленных произведений античного искусства. Созданная в III веке до н. э. в Александрии. Хранится в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Она красоты необычайной, работы тонкой и имеет весьма драматическую биографию. 




Уже в 17 и 18 веках ее называли "прекраснейшая" и "знаменитая". Первое письменное упоминание - в 1542 году, в инвентаре коллекции Изабеллы д`Эсте, жены правителя Мантуи, герцога Гонзага, где о ней говорилось: "Украшенная золотом большая камея с изображением в рельефе двух голов, Цезаря и Ливии, в золотой оправе, вокруг - гирлянда...лавра из зееной смальты и под нею - жемчужина...". 

Следующее упоминание о камее относится к началу 17 века - фламандский художник Питер Пауль Рубенс, работавший в Италии и видевщией гемму, когда служил герцогу Винченцо, писал: "Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта - прекраснейшая в Европе."

В 1630 году, в ходе 30-летней войны, Мантуя была взята австрийскими войсками, а коллекция д`Эсте-Гонзага подверглась разграблению. Камея потеряла свою драгоценную античную оправу и, в числе военных трофеев, попала в Прагу. Здесь хранилась в коллекции Рудольфа II до 1648 г. 

Накануне заключения Вестфальского мира Шведская армия захватила Прагу, а шведская королева Христина наконец-то заполучить в свою коллекцию книги и редкости, попавшие в Прагу из Мантуи, о которых давно мечтала. В ее коллекции уже был портрет Дю Френа, на котом изображен антиквар, держащий в руках камею Гонзага. 

 

В 1654 году Христина отрекается от престола, переселяется в Рим и тайно вывозит сокровища своей коллекции. Камея Гонзага вновь возвращается в Италию и помещается в римском палаццо Риарио. После смерти Христины, по ее завещанию, камея переходит к кардиналу Аззолино. После его смерти коллекция была куплена у наследников герцогом Ливио Одескальки. Драматический период в жизни камеи сменился покоем: более 100 лет она хранится в герцогском дворце в Риме.

В 1794 году герцоги Одескальки продали Ватикану собрание монет, а вместе с ним и прославленную гемму. С этого момента прямые сведения о камее прерываются до 1803 г., когда она упоминается как античная камея, хранящаяся в Мальмезоне, резиденции императрицы Жозефины. Скорее всего, гемма попала туда в ходе военных действий армии Наполеона в Риме.

После занятия Парижа войсками союзников в марте 1814 г. русский император часто посещал Мальмезон и распорядился о сохранении за Жозефиной и ее детьми значительного состояния и положения. В благодарность экс-императрица дарит Александру I драгоценную камею. Осенью того же года камея Гонзага прибывает в Петербург.

Директор кабинета антиков академик Г. Келлер извещал русскую публику в журнальной статье: "Сей камей - единственный в своем роде... по древности своей и по мастерской отделке..принадлежит к весьма малому числу прекраснейших, какие только до нас дошли". 

Итак, за 400 лет камея Гонзага 7 раз меняла владельцев, среди которых Избелла д`Эсте, королева Христиана, Жозефина Богарне, Наполеон, Александр 1. Она вдохновляла художников и привлекала внимание антикваров-гуманистов. В результате военных нашествий камея трижды подвергалась опасности унижтожения, становилась драгоценным трофеем победителей и пересекла Европу вдоль и поперек.

Камея Гонзага принадлежит к небольшому числу самых крупных древних гемм. Ее высота - 15,7 см, ширина - 11,8 см. Два профильных бюста вырежаны на куске трёхслойного агата, который древние называли арабскин сардоником. На сером фоне в двух градациях среднего, белого, цвета резчик разместил лица царя и царицы. . Используя сравнительно большую толщину слоёв (высота рельефа - 3 см), мастер, как скульптор, трактует форму, круглящимися линиями декора подчеркивает объёмность изображения.

Труд безымянного создателя камеи Гонзага граничил с подвигом. Годы упорной работы требовались для завершения такого рода "картины" из агата, превосходящего своей твёрдостью сталь! Резьба совершалась с помощью порошкообразного корунда и требовала чрезвычайного внимания и терпения: даже под быстро вращающимся резцом порошок абразива-корунда снимал поверхность камня незаметно для неворуженного глаза. Утверждают, что для создания больших камей древности необходимо было столько же времени, сколько для возведения готического собора. А.Давид проработал над камеей "Апофеоз Наполеона", имевшей в высоту 24 см, около 15 лет!

Источник информации - Книга "Камея Гонзага: из истории глиптики". Автор: Олег Яковлевич Неверов; Гос. Эрмитаж. - Ленинград: Издательство "Аврора", 1977


P.S. Напомню, что мой ник в Instagram ramona_broochmaniac (Именно здесь можно увидеть моменты моей повседневной жизни, увидеть ВинтажнуюБрошкуДня из моей личной коллекции. Заходите, подписывайтесь!)

A за новостями блога (и не только) можно следить, если лайкнуть страничку в Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий