вторник, 6 декабря 2016 г.

Петербургский гость Антон Приймак - о корсетах


Новинка недавно открывшегося Музея Моды - лекции об итории моды и костюма. На две такие лекции, о предмете весьма интимном, о женском нижнем белье, мне удалось попасть. О тонкостях дамского туалета середины XIX - начала XX века нам поведал Антон Приймак - коллекционер из Санкт-Петербургa.


facebook page Anton Priymak
Узнав о предстоящей лекции, я, как всегда, сделала "домашнее задание" - погуглила информацию о лекторе. Если честно, ожидала увидеть "мужчину в самом расцвете сил", вроде Александра Васильева. Удивление мое было как безмерно, так и приятно. Антон Приймак - весьма молодой человек, очень приятной наружности. Согласитесь, впечатления от любой лекции только усилится, если ее ведет ТАКОЙ лектор.

Антон Приймак - художник по образованию, коллекционер дамского нижнего белья. Работает в Модном Доме Татьяны Котеговой. Консультирует художников по костюмам при создании историчеких фильмов и постановок (опера "Тангейзер", фильмы "Три женщины Достоевского", "Достоевский", "Матильда"). Временной период интереса - от Наполеоновской эпохи - до начала Второй Мировой войны.




А также Антон, изготавливает на заказ кринолины и тюрнуры для музейных экспозиций. Дело в том, что без соответствующего каркаса, коими являются кринолины и тюрнюры, исторические платья теряют свой полноценный вид.
Среди таких заказчиков, например, Государственный Эрмитаж. Александр Васильев заказал у Антона 20 кринолинов для своей коллекции старинных платьев.



Я, как хороший студент, не только слушала интересную лекцию, но и кое-что законспектировала. Вот, несколько интересных фактов из истории корсетов.


При всей своей схожести, корсеты разных эпох отличались высотой линии талии.
И бывали - с завышенной, нормальной и заниженной талией.
Ориентир - уровень логтя. Это и есть уровень естественной талии.
Данную высоту диктовала мода определенной исторической эпохи. Завышенная - в эпоху Ампир, нормальная в Викторианский период, заниженная - в период Югендстиля.




Функция корсета - поддержка груди и создание модного силуэта. На корсет крепились и на корсет надевались все последующие слои одежды.


Кринолин и тюрнюр 1877 - 1880 гг. ( фото - Антон Приймак)

Корсеты делали вручную.
Каждая женщина имела 1 корсет. До того момента, когда ушлые торговцы не стали убеждать дам, что "если вы имеете средства" (!!!), то вам абсолютно необходимo иметь: корсет дневной, корсет вечерний, для верховой езды, для купания и тд и тп...

Корсеты изначально всегда были только белыми. И другой цвет был просто немыслимо.  Но уже в 1990-х появляются цветные изделия.


Чёрный корсет 1900-е годы. Шнуровка, декор и флоссинг - разового цвета. (Фото Антон Приймак)

Изнaчально корсеты имели бретели - чтобы не съезжать, держать высоко грудь. Позже бретели исчезли. А появились крепления (подвязки) для чулок.

Под корсеты всегда надевали нижнюю рубашку - дЕнную.

Вставка спереди - бюск - из дерева, металла.
Косточки (из китового уса) укрепляли шелковыми нитями - флоссинг. Чтобы защитить ткань от прорезания.

Примеры флоссинга (современная реконструкция)



Камисоль - накорсетник.

Сначала - шнуровка только сзади - диагональная. Но минус этого типа шнуровании в том, что шнуровка быстро ослабевала в месте наибольшего напряжения - в талии.

facebook page Anton Priymak
Корсет Викторианской эпохи. 1830-1840 гг. Коллекция А. Приймака 

Позже изобрели шнуровку крест-на-крест. В районе талии вытягивались 2 петли и дотягивали корсет полностью.

Затем, дополнительно к обычной шнуровке сзади,  появляется застежки (крючки) спереди. И, наконец-то, корсет можно было снимать и надевать самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Крючек спереди, чуть ниже линии талии - держал нижние юбки на определенной высоте.

facebook page Anton Priymak
Позже вошли в моду цветные корсеты. 
У цветных корсетов подкладка - всегда белая, из хлопка. Из гигиенических соображений, чтобы дорогая вещь (корсет) не пачкалaсь.

Корсеты носили не только женщины, но и дети. В XIX веке дети начинали носить мягкие корсеты (без косточек) с года. По мнению медицины того времени, женское и детское тело, в отличие от мужского, аморфно и нуждается в поддержке внутренних органов.

Детские корсеты из коллекции Антона Приймака

После изобретения фотографии всем хотелось это испробовать. Бум фотографирования - 1860 год. Очень много фотографий в костюмах тех лет. Позже - много меньше.

В скором будущем ожидается выход книги Антона Приймака. Ждем с нетерпением!

В следующей части расскажу о второй лекции - о дамском нижнем белье 1930-х годов. До встречи!

P.S. Напомню, что мой ник в Instagram ramona_broochmaniac (Именно здесь можно увидеть моменты моей повседневной жизни, увидеть ВинтажнуюБрошкуДня из моей личной коллекции. Заходите, подписывайтесь!)

A за новостями блога (и не только) можно следить, если лайкнуть страничку в Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий