вторник, 16 февраля 2016 г.

Mузей Латвийской железной дороги


Помните еще мое обещание написать о Тукумском вокзале в Риге? Так вот, я тоже о нем не забыла! 

Оказалось, что упоминаний о Тукумском  вокзале, практически нет. В имеющихся у меня книгах и нa сайте http://www.zudusilatvija.lv/ удалось найти только информацию о месте, где этот вокзал находился, и o времени, в которое он существовал.

Вот так, поиски материала о Тукумском вокзале привели меня в музей Латвийской железной дороги. 




Находится музей ЛЖД в Задвиньи, у Каменного моста, рядом с Национальной библиотекой. Свою прогулку можно начать из Старой Риги, пройдя мимо Радуши, через площадь Латышских стрелков, подняться на мост. А дальше - по мосту - наслаждаясь панорамами Задвинья и Старой Риги, видами мостов и Даугавы - выйти к музею. 
Адрес: Рига, бульвар Узварас 2А


Музей ЛЖД уникален спецификой своих экспонатов. Мало где можно увидеть и потрогать старые паровозы, локомотивы, вагоны... И не только посмотерь, но и залезть внутрь, и покрутить колесики и рукоятки... И не только в помещении музея, но и на территории.

В музее собрана крупнейшая в Балтии коллекция ширококолейных транспортных средств. А кроме того здесь вы найдете: сельский железнодорожный локомотив (ширина колеи 600 мм), различные вагоны и снегоочиститель, последний пассажирский вагон, построенный на заводе "Fenikss", и рельсовый автобус с торфяной фабрики.

 



Этот локомотив не простой, а узкоколейный; и шпалы у него не обычные (деревянные), а металлические.
И его удалось спасти в самый последний момент! Еще чуть-чуть - и он бы превратился в груду ржавого железа!
По-этапная история спасения и восстановления локомотива крутиться здесь же, в зале - стоит только задержаться у экрана, и вы все сами увидите...

Интересно и подробно об узкоколейной дороге, на которой такие паровозики работали, можно узнать из книги "Пушки Курляндского берега" (автор Юрий Мелконов, издательство "GVARDS", 2006 г.).




Приведу отрывок из книги: 
Глава 8. Узкоколейка берега ливов.
"Узкоколейную железную дорогу от Вентспилса до Дундаги построили строительные батальоны германской армии в 1916 году после захвата Курляндии кайзеровскими войсками. Полевые железные дороги (фельдбаны) немцы сроили очень быстро - на подготовленную насыпь укладывались готовые секции железнодорожного пути, вместо деревянных шпал применялись металлические, штампованные. Ширина колеи устанавливалась немецкая: 600 мм. Допустимая скорость передвижения поездов составляла 25 км/час. Из Германии привезли паровозы O&K (Оренштейн и Коппель) - самые массовые локомотивы Первой мировой войны, их было выпущено более 200 тысяч. Узкоколейка использовалась для транспортировки леса, который активно вывозили немецкие фирмы из Курляндии в Германию.
  После ухода германских войск в 1918 году приморская железная дорога перешла в систему железных дорог Латвийской республики, а для ливов, жителей курляндского побережья, была практически единственным видом транспорта, соединявшим их маленькие береговые поселения с большими городами.
  Поездка от Вентспилса до Дундаги занимала около 7 часов. На всем протяжении пути было 17 станций.
  Поезда ходили два раза в день, утром и вечером. Состав включал в себя паровоз, почтовы и багажный вагоны и три-пять пассажирских вагонов. В каждом вагоне были две длинные скамейки вдоль стен, напротив друг друга. Над дверью внутри вагонов висели фонари со свечами. Зимой вагоны отапливались железными печками, расположенными в середине или в углу вагонов. Туалетов, естественно, не было и пассажиры бегали в лес по нужде во время коротких остановок....
... Железнодорожная станция для ливов, живущих на побережье, была своего рода, культурным и общественным центром, где собирались старые, молодые, обменивались новостями и обсуждали текущие проблемы. Встреча поезда, прибывающего на станцию, была настоящим событием для жителей поселков.
  После Второй мировой войны узкоколейка снова перевозила людей и грузы, многие местные жители работали на железной дороге и связывали с ней всю свою трудовую жизнь. Движение поездов было организованои далее от Дундаги до Стенде, где можно было пересесть на электричку и доехать до Риги. Дорогу продолжали обслуживать все те же германские паровозы. Стареньким локомотивам приходилось часто останавливаться в пути, чтобы пополнить запас воды для котла. Воду брали из ближайшего ручья или просто из придорожной канавы. Во время движения из трубы паровоза летели искры, которые иногда поджигали лес вдоль дороги. Матросов-артиллеристов с Лужни часто посылали тушить эти небольшие лесные возгорания. За эту "огненную" особенность матросы прозвали паровоз "поджигателем", по аналогии с принятыми в советской пропаганде штампами - "поджигатель холодной войны"...
....В 1962 году сообщение по приморской железной дороге прекратилось. Узкоколейку разобрали, паровозы, вагоны и мотриссу сдали в металлолом. С большим трудом директору Вентспилского музея природы и рыболовства Андрею Шильцу удалось добиться передачи в музей одного паровоза и двух вагонов. В Приморском парке Вентсписла  была сохранена часть узкоколейной дороги длинной 300 метров. В 1996 году трассу продлили до 1400 метров и маленький паровозик летом, по выходным дням, успешно продолжает возить туристов."





Но, вернемся в музей!
Трамвайный вагончик и ж/д вагончик - для сравнения. Ну ооочень много общего.

Интересна коллекция технического оснащения станций, управляющего движением поездов, отвечающего за безопасность этого движения. 






Очень мне понравилась экспозиция, рассказывающая о жизни станции, быте ее служащих и начальника. Можно pассмотреть обстановку кабинета начальника - телефон, печатную машинку, арифмометр, громоздкий резной стол, большой незгораемый сейф.






Можно здесь увидеть и форму разных эпох. Проследить, как менялась и форма, и символика железно-дорожной службы.









Узнаете? Такие скамейки были в электричках Юрмалького направления?


И пару слов скажу о том, что, кроме музейных обычных прелестей, здесь здесь еще можно поделать. Можно устроить детский праздник - с именинным кренделем и развлечениями, можно поучавствовать в реставрации, либо заняться начно-исследовательской работой, получив доступ к запасникам и архиву музея.


Общее впечатление, думаю, у вас уже создалось. Всего рассказывать и показыватьне нe буду. Зачем вам спойлеры, верно?! Там еще много разного-всякого и интересного. Сходите и сами увидите! Не пожалеете...

Пока пока!



Комментариев нет:

Отправить комментарий