вторник, 8 ноября 2016 г.

Второй Рижский городской театр. Рига, которую мы не знаем

Рига. Русский Театр. около 1910 г.
Идеи для блога часто записываю в блокнотик. Иногда эти каракули превращаются в посты, чаще виртуально пылятся в ожидании своей минуты славы. Так, например, была идея написать пост о Втором Рижском городском театре (он же - Русский, он же - Театр драмы им. Андея Упитиса, он же - Национальный). В рамках темы "Рига, которую мы не знаем". Собирала старинные открытки, искала информацию в источниках современных и уже винтажных - весьма противоречивых...готовилась, одним словом.



Рига. Русский городской театр.

Рига. Городской театр.

Рига. Немецкий театр. около  1907
А вот на днях наткнулась в  интернете на статью именно про это, написанную  именно так, как я и планировала. Чётко и ясно автор, Виктор Подлубный, изложил  события, пояснил общую историческую ситуацию, на фоне которой всё происходило, развеял некоторые мифы. Словом, хорошо изложил. И стало мне понятно, что лучше я вряд ли напишу и не нужно велосипед изобретать. Поэтому, сохраню статью здесь, вдруг вы не читали. И открытками своими поделюсь.

Далее текст автора:

"История театра такова. С середины XIX веке в нашем городе весьма прочные позиции занимал Немецкий театр, причём занимал их буквально, располагаясь в специально выстроенном для театра здании – там, где нынешняя Опера.

Что касается русского театра, то к концу XIX века представления на русском языке в губернском городе Риге давались то на сцене Русской ремесленной артели (на улице Езусбазницас), то на сцене Общества «Улей» (где ныне располагается Рижский русский театр им. М. Чехова). Ни одна из этих сцен не была подходящим местом для спектаклей: подчас в соседних помещениях звучала музыка, там пили, пели, скандалили и ругались разными нехорошими словами…

Поэтому русские жители губернского города Риги неоднократно просили у городских властей предоставить нормальное помещение для постановок гастролирующих русских трупп. Пока, наконец, генерал-губернатор Лифляндии А. Суровцев не решил просьбу рижских театралов удовлетворить. Было предложено возвести здание Рижского Второго городского театра (первым, напомним, был немецкий).

Заметим при этом, что Рижская дума согласилась строить театр с одним условием: во Втором городском театре в свободные дни будут проходить и представления на нерусском языке.

Строительство театра было начато в 1899 году и закончено в 1902-м. Архитектором был Август Рейнберг. Его проект под пафосным девизом «Dum spiro, spero» оказался лучшим среди шести представленных на конкурс. Профессор архитектуры из Петербурга Шрётер лишь чуть подправил задумку, в частности, убрал с фасада никчемные башенки. Автором скульптурного декора стал Август Фольц.

Финансирование шло из бюджета города. То есть легенда о том, что театр построен на деньги рижских русских купцов и меценатов – всего лишь легенда. В театр вложены бюджетные деньги, среди которых были и налоги, собираемые со всех рижан.

По смете театр должен был стоить 315,5 тысяч рублей, но реальные расходы составили около 340 тысяч. Одной из причин перерасхода стали неожиданные проблемы с фундаментом: театр стоял, и по сей день стоит, на берегу городского канала, на зыбком грунте. Поэтому под здание решили забить дубовые сваи. На это ушло полгода и 1493 сваи.

Наконец, 1 июля 1900 года настал час традиционной торжественной процедуры — закладки в фундамент капсулы с посланием потомкам. Стеклянный сосуд содержал пергамент с планами здания и приветственным текстом на русском, немецком и латышском языках. Сосуд и по сей день там лежит…

Возведением здания руководил великий латышский строитель, каменных и кирпичных дел мастер Кришьянис Кергалвис, строивший безукоризненно и при этом быстро. Например, на возведение под крышу нынешнего здания Академии художеств ему и его работникам понадобилось всего 10 месяцев…  

Здесь надо заметить, что Кергалвис построил в Риге очень много зданий, стоящих до сих пор -- Гугл с лёгкостью подскажет, какие именно. Поэтому удивительно слышать или читать в комментариях на ФБ, что Ригу построили немцы, русские и евреи. Евреи, обыкновенно спрашиваю я? И кто же именно и что именно они построили? Ну как же, обычно отвечают мне, Михаил Эйзенштейн застроил всю улицу Альберта, например... Во-первых, отвечаю, Эйзенштейн ничего не строил, он проектировал, а во-вторых, он рижский немец. Ну, и так далее...

Это я к чему здесь рижских евреев с немцами упоминаю, не в обиду им будь упомянуто? А к тому, что во многих случаях давящий на нас груз мифов и легенд есть следствие простого незнания, приправленного какими-то личными обидами. Ну, так для исправления этого есть Гугл и Прощёное воскресение…  :)

Итак, через год с небольшим Кергалвис и его мастера, в основном -- латыши, построил и театр. В конце 1901 года Август Фольц поставил над входом своих атлантов, а компания «Otto & Wassil» занялась интерьером.

 Здание получилось крепким, красивым и по тем временам современным. Например, система вентиляции прослужила полвека, противопожарный металлический занавес производства рижского завода «R. H. Mantel» отработал 100 лет. Театр и его сцену освещали яркие электрические лампы, здание было подключено к водопроводу и канализации – все это были рижские городские новинки. Наконец, в здании был телефон!

14 сентября 1902 года театр открылся постановкой «Снегурочки» А.Островского. Ставила пьесу русская труппа антрепренёра Константина Незлобина, которая не получила здание театра, а взяла его у муниципалитета города Риги в аренду, которую надо было исправно оплачивать. 

Делали они это без задержек.  Потому как успех театра у рижан был потрясающим. Всех актеров, игравших потом на этой сцене и не перечислить, равно как и всех драматургов, чьи пьесы были здесь поставлены. Достаточно сказать, что на все премьеры трёх своих пьес приезжал Максим Горький. Выходил на аплодисменты, прищурясь смотрел в пахнущий флёрдоранжем зал и, даже не кивнув публике, молча уходил в кулисы – пролетарский писатель, однако…

Начавшаяся Первая мировая война заставила эвакуировать из Риги все крупные промышленные предприятия (а именно 427), были вывезены все инженеры, техники, квалифицированные рабочие (а именно 84 тысячи, а с семьями – более 200 тысяч).

Город наполовину опустел. Уехали и артисты труппы Незлобина. Германцы, оккупировавшие Ригу в 1917 году, предложили преобразовать театр в латышский, здесь же нашла пристанище и латышская оперная группа. Но шла война, и в войну дела у латышского театра не шли… Поэтому пустующие помещения нередко сдавались в аренду для проведения политических собраний и заседаний.

Одному из таких заседаний суждено было стать историческим: 18 ноября 1918 года замёрзшее здание с утра как следует протопили,  в 3 часа дня в театре начали собираться члены Народного совета, и через час состоялся акт провозглашения независимого Латвийского государства. Акт, заметно волнуясь, зачитал со сцены зампредседателя Народного совета Густав Земгалс...

Потом спели гимн, скромно отпраздновали и разошлись. Свет погасили, здание снова стало остывать…

После того, как в начале 1919 году власть в Риге ненадолго взяли большевики во главе с Петерисом Стучкой, здание театра было национализировано, точнее говоря, отобрано у города и передано Наркомату просвещения Латвийской ССР. В здании был образован Рабочий театр Советской Латвии – для пропаганды революционных идей. Пропагандой заведовал писатель Андрей Упитис.

Пропагандировал театр недолго — до мая. Большевики власть не удержали и ушли. И тогда писатель Янис Акуратерс вдохновил оставшихся не у дел артистов Рабочего театра создать независимый и неполитизированный латышский театр. В октябре 1919 года начали репетировать, и 30 ноября пьесой Блауманиса «В огне» был открыт Национальный театр. Успех постановки у латышского зрителя был невероятным!  

Заметим попутно, что в 1921 году директором театра был назначен Янис Райнис, но директорство ему не понравилось: не хотелось поэту разбираться с  отоплением, актерскими склоками и с украденными из зрительского гардероба пальто…

В 20-30-е годы репертуар у театра был обширным, в нем хватало места и мировой, и переводной русской драматургии. Но по вполне понятным причинам театр стремился, как мог, поддерживать драматургию латышскую, оригинальную. И при этом не терять в игре то, что называется русской классической театральной школой.

Поэтому одно время в театре играл  великий русский актёр Михаил Чехов. В Ригу он приезжал по приглашению (обратите внимание!)  профсоюза латышских актеров.

Актер и режиссер театра Альфред Яунушанс подростком видел Чехова на сцене и потом вспоминал, как вышел из театра настолько потрясенным, что заблудился, забыв дорогу домой, не в состоянии сообразить, где находится и в каком времени живет... При этом ни он, да и никто в зале не замечал, что во время спектакля Чехов говорил по-русски, а все остальные актеры — по-латышски…

В 1940 году Латвия опять стала Латвийской ССР.

А Национальный театр стал просто Театром драмы. Однако в тяжелейшем послевоенном 1946 году советская власть нашла силы и средства провести реставрацию театра. Правда, при этом герб Риги был заменён на герб ЛССР и убраны «буржуазные» декоративные вазы, орнаменты. Тщательно очищенный от буржуазного налёта театр стал носить имя писателя и пропагандиста Андрейса Упитиса.

Надо признать, что в советские времена славу театру составили его артисты. В те времена здесь играли известные всему Советскому Союзу Карлис Себрис, Гунар Цилинский, Гирт Яковлев, Эльза Радзиня, Астрида Кайриша, Улдис Думпис... Некоторых из них в бывшем СССР помнят до сих пор - по кинофильмам. Некоторые из них играют в театре до сих пор.

Театр вернул себе имя Национального в ноябре 1988 года.  А в 2002—2004 годах прошла капитальная реконструкция, когда появилась ещё и служебная пристройка, интерьер которой оформлен в современном и очень ярком стиле."

Оригинал читать здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/5814203/post401719917

Комментариев нет:

Отправить комментарий